ОБЯЗАННОСТИ ПАЦИЕНТОВ

Обязанности пациентов можно условно поделить на:

1. Обязанности, предусмотренные Гражданским кодексом (ГК) РФ — базовые обязанности любого гражданина-заказчика услуги;

2. Обязанности, предусмотренные Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) — обязанности любого потребителя услуги, в частности, медицинской услуги:

3. Обязанности пациента, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - потребителя именно медуслуг.

В соответствии с п.1 ст. 27 Закона об основах охраны здоровья граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, при этом, за неисполнение обязанности по заботе о своем здоровье санкций не предусмотрено, т.е. можно сделать вывод о декларативном характере данной нормы. В этой же ст. 27 указано, что определенные категории граждан обязаны проходить медицинские осмотры: предварительные при поступлении на работу и периодические. Работники отказывающиеся от прохождения медосмотра не допускаются к работе.

Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в т.ч. Определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медорганизациях. Но данная норма, также носит декларативный характер, т.к. Конституцией РФ пациенту как любому гражданину гарантировано право на свободу и личную неприкосновенность, свободу выражения мыслей, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и пр., поэтому пациент вряд ли обязан выполнять рекомендации врача, принимать прописанные им лекарства, предоставлять всю необходимую (по мнению врача и медорганизации) информацию. В данном случае, корректнее сказать, что гражданин, находящийся на лечении, обязан содействовать медорганизации в надлежащем исполнении договора и качественном оказании ему медуслуг. Пациент должен понимать, что нарушение режима лечения может снизить качество оказываемой медуслуги и повлечь за собой невозможность её завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента. Под несоблюдением режима лечения понимается: несоблюдение прописанного режима, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача, несвовременная явка на прием к врачу, выход на работу без выписки, отказ от направления в учреждения МСЭ и другие нарушения. Кроме того, нарушение режима лечения может выражаться в невыполнении рекомендаций врача, не принятии назначенных и (или) выписанных лекарственных средств, не приходе на профосмотр невыполнении назначенных анализов, иных вмешательств и пр. Возникает вопрос, может ли медорганизация отказать пациенту в дальнейшем лечении при нарушении им режима лечения. Оказывается, что отказ пациенту в лечении, даже при выплате ему убытков согласно ст.772 ГК РФ будет являться незаконным, если у медорганизации была возможность оказать пациенту медуслуги. Это является следствием того, что договор на оказание медуслуг относится к категории публичных договоров. Таким образом, для законного отказа пациенту в оказании ему медуслуг медорганизации необходимо найти конкретное медобоснование невозможности их оказания пациенту. (невозможность обеспечить безопасность и качество услуги, возникновение медпротивопоказаний для оказания услуги и др.). Безусловно на ситуации оказания экстренной медпомощи это не распространяется.

Одной из явных обязанностей пациента является оплата за оказанные ему медуслуги, конечно, если речь идет о платных услугах. Пациент обязан оплатить медуслуги по цене указанной в договоре. Если договором предусмотрена предварительная оплата медуслуг, то неуплата в установленный договором срок признается отказом пациента от исполнения договора (ст 500 ГК РФ). Если пациент отказывается от договора, то он обязан оплатить фактически оказанные услуги и понесенные медорганизацией расходы (п.1 ст.782 ГК РФ)